ötüken

Казахи и ногаи – разделённый народ

Казахи и ногаи – разделённый народ
18 октября 2017

Историк и общественный деятель, представитель ногайского народа Мурад Заргишиев будет писать для Esquire.kz о вопросах истории и тюркологии.В первой колонке, он доказывает, что ногаи и казахи являются одним, но разделённым в истории народом.

Великий классик степной поэзии, «қазақ поэзиясының атасы» (отец казахской поэзии) Шал-Кийиз Тиленши-улы — казах или ногай? Поэт Асан Кайгылы, которого Шокан Валиханов назвал «ногайским философом», — казах или ногай? Поэты и воины Казтуган Суйиниш-улы и Досмамбет Азаулы — ногаи или казахи? Нашим великим классикам были бы не понятны такие вопросы.

Чем дальше мы углубляемся в историю наших народов, тем труднее отличить друг от друга казаха, ногая, каракалпака, степного крымского татарина, даштикыпчакского узбека… И это неудивительно, ибо в Золотой Орде (Джучиевом Улусе) все мы были единым народом с именем ногайлы. В казахской культуре даже есть такое сакральное понятие, как ноғайлы дәуiрi, ноғайлы заманы — ногайлинская эпоха, под которой подразумевается эпоха Джучиева Улуса. Все богатырские поэмы казахского, ногайского и каракалпакского эпоса повествуют не о казахском, ногайском, каракалпакском или татарском народе, а исключительно о народе ногайлы, о Стране Ногайлы. Почитайте любой национальный эпос: одни и те же герои, одни и те же дастаны — «Едиге», «Шора», «Кобланды», «Ер Таргын», «Орак и Мамай», «Карасай и Казы» и т. д. В казахском эпосе, например, каждый батыр на вопрос, кто он, гордо заявляет: «Мен — Ноғайлы елiнiң / Елден шыққан ерiмiн, / Артық туған шерiмiн, / Асыл туған бѳрiсiмiн».

Выдающийся казахский учёный Шокан Валиханов писал: «По преданиям своим киргизы [т.е. казахи] почитают себя потомками татар Золотой Орды, которая в героических поэмах (джирах) называется «Ноғайлының Ауыр Жұрт», а героем всех своих поэм считают золотоордынских ногаев».

Но распад золотоордынской империи в XV веке привёл к расколу этой единой общности. Слава Аллаху, у наших народов сохранилась историческая память! Наша культура полна свидетельств о нашем едином прошлом. Даже сегодня невозможно без слёз слушать скорбный кюй о разделении единого народа на казахов и ногаев: «Жылау, жылау, жылау күй… / Жылаған зарлы мынау күй ― / Қазақ пен ноғай айрылды, / Қазақ сартқа қайрылды… / Ноғайлының ну елi / Күңiрендi, қайғырды… / Ел қанаты қайрылды! / Зор күн туды, зор күндер, / Кеттi күлкi мол күндер, / Жылау менен қоштасу… / Келер ме қайтып ол күндер?…» Для современной казахской истории ногайлинская эпоха, ноғайлы дәуiрi, ноғайлы заманы, является прямой и неразрывной связью с историей Золотой Орды. Поэтому для меня и ногаи, и казахи, и каракалпаки, и крымские татары, и даштикыпчакские узбеки — это ветви единого Байтерека, Священного Древа Жизни, части единого ногайлинского этноса. Приезжая в Казахстан я убеждаюсь в этом, когда свободно говорю с казахами, и речь идет не о понимании друг друга ввиду близости и похожести языков – речь идёт об одном и том же языке.

История раскидала народы, сегодня ногаи живут в России. В разных регионах страны — в Астраханской области, Дагестане, Ставропольском крае, Чеченской Республике, Карачаево-Черкесии, Крыму. Трудовая миграция привела к возникновению ногайских диаспор на севере — Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Мурманске. Сохраняется ли в таких условиях ногайская культура и язык? Да, несмотря на многие трудности, мы сумели пронести сквозь века свой язык, культуру и традиции. Хотя в последние десятилетия на ногаев оказывает ощутимое влияние культура соседних кавказских народов — музыка, танцы, обычаи, национальная кухня. Россия — крупнейшая в мире многонациональная и многоконфессиональная страна. И сегодня (как и в советское время) в регионах компактного проживания в общеобразовательных школах преподаются ногайский язык и литература. Власти оказывают поддержку сохранению ногайской культуры на уровне федерального правительства и регионов.

Нерешённых проблем тоже много. Однако всё познаётся в сравнении: ногаи, вынужденно эмигрировавшие в XVIII-XIX веках в Османскую империю, не имеют ничего из того, что имеют ногаи, оставшиеся в России. Мы в России изучаем в школе родной язык и литературу, на ногайском языке издаются книги, газеты и журналы, существуют радио- и телепередачи. А в Турции у ногаев нет ничего этого, несмотря на большую диаспору. Разница на уровне государственной политики: в Турции стараются ассимилировать ногаев (называют их noğay türkleri), а в России есть возможность сохранить свою самобытность.

Однако большую угрозу несёт глобализация. Ползучий процесс размывания культурной идентичности, утраты языка и традиций коснулся всех народов, в том числе ногаев. Это естественный, стихийный процесс, ему трудно противопоставить юридические законы. Поэтому возрастает значение языка и культуры. Я рад, что в Казахстане много делается для возрождения исторической памяти. Одним из таких мероприятий стала Международная экспедиция «От Хэнтэя до Улытау: возрождение исторической памяти».

Это мероприятие призвано помочь народам устоять и сохранить себя. Экспедиция начала работу в августе в Монголии у горы Бурхан-Халдун. Это место свято для монголов — здесь прошло детство Чингиз-хана. Никогда ранее тут не проводились археологические работы. Но уважение, которым окружено имя Чингиз-хана в Казахстане, доверие монгольской стороны к Международной Тюркской Академии и лично к её президенту г-ну Дархану Кыдырали помогли нашей экспедиции получить разрешение на эти исследования.

В ходе экспедиции исследователи обнаружили неизвестные ранее ритуальные комплексы, статуи эпохи Тюркских каганатов. По предварительным данным, памятники могут быть связаны с именем Ильтериш Кутлуг кагана, правившего в VII веке. Дальнейшее изучение артефактов прольёт свет на неизвестные страницы истории наших далёких предков. Кроме казахских и монгольских учёных, в экспедиции участвовали представители России, Турции, Монголии, Азербайджана, Кыргызстана. Завершилась она в сентябре на Улытау, где историю Тюркских каганатов продолжили Монгольская империя и её Джучиев Улус (Золотая Орда), Казахское ханство, Ногайская Орда.

Улытау — место сакральное для каждого кочевника. Тут находятся мавзолеи Джучи-хана и Алаша-хана, могилы выдающихся правителей Золотой Орды Едиге и Токтамыша. Здесь была одна из ставок последнего казахского хана Кенесары. Эта земля — колыбель Джучиева Улуса, а Казахстан — прямой наследник золотоордынской цивилизации. И сегодня Казахстану выпала колоссальная ответственность за сохранение этого наследия.

https://esquire.kz/kazahi-i-nogai-v-razdelnny-narod/
ötüken

Генетика караногаев и кобан-ногаев

ГЕНЕТИКА КАРАНОГАЕВ И КОБАН НОГАЕВ

"Этническая история ногаев Большой и Малой орд, предков ногайцев реконструирована
по пuсьменным светельствам. Некоторые элементы обоснованы с невысокой достоверностью и носят гипотетический характер. Вместе с тем имеются данные
генетики характеризующие ногайцев. На основе их этнической интерпретации выделены
элементы этогенеза караногайцев [11] и кубанских ногайцев [15], Представляется целесообразным рассмотреть данные популяционной генетики в более широком аспекте.
В свидетельствах XIV мангыты фигурируют как часть элиты Крымского и Казанского ханств, а также кочевых сообществ Северного Кавказа. В самом его конце их группа ушла со своими улусами с Кубани и Терека в регионы восточнее Волги [12]. Позднее, там сформировалась Ногайская орда (Мангытский юрт). В начале XVII в. Эти рода кочевали
в районe peк Урала (его среднее и нанее течение), Эмбы, Ори, Иргиза, Самары, Большого
и Малого Узеня. Заходили и на правый берег Волги, в том числе и в северо-западный Прикаспий (Нынешний степной Дагестан, Калмыкия, Астраханская обл- прим. ред.). В первой половине XVII в. калмыки разгромили Большую орду. Часть нoгайских
родов была включена в калмыцкие улусы и в их составе перешла Волгу, а в 20-х годах XVIII в. нoгаи вышли из подчинения калмыкам и были переведены Крымским ханством в северо-западное Причерноморье (речь идет о Большой, а не о Малой Ногайской орде- ред.). После его присоединения к России ногаев переселили на Северный Кавказ. Ногаи, оставшиеся к востоку от Волги, были интегрированы в другие популяции. После ухода мангытов, кочевники Северного Кавказа
в Крымское ханство. Их объединение фигурирует в свидетельствах как Малая ногайская
орда, Казыев улус. Кубанская орда, кубанские татары и касаевцы,
В публикациях [1, 5, 6, 11, 12, 13) рассмотрены многочисленные переселения
Большой орды в регионах к западу от Boлги. В первых четырех приведены и переселены
нoгаи Малой орды. По их результатам сформировались субэтнические группы ногайцев.
"массив данных охватывает 19 популяций Кавказа, включая и кубанских ногайцев
Вторая група тестировала караногайцев Ногайского и Кизлярского районов Дагестана [10]
Определены гаплогруппы Y-хромосомы.
По результатам анализа установлено, что главный этнический компонент караногайцев - северокавказский [14]. Их предки начально были популяцией Северного Кавказа
Это подтвержден важный элемент реконструкций В.В. Трепавлова [12] - уход мангытов с
предками ногаев в конце XIV в. с Северного Кавказа. ...
[имеются и прочие ] компоненты у караногайцев - калмыцкий («монгольские» гаплогруппы С. О. D), сибирский (лини гаплогруппы N), степной» («степная линия гаплогруппы R1a), западноевропейский (гаплогруппы R1b и V) и балканский (гаплогруппа I2)
Монгольские» гаплогруппы Y хромосомы C - 10.5% 0 - 5.3%. D - 3,3% (N 76) 16
C - 8.0 (N 150) [10] караногайцы получили при контактах с калмыками....
Аномальная частота гаплогруппы r1b дополняется наличием у караногайцев гаплогруппы мтДНК V. Ее частота 23. С небольшими частотами (0,6-1,0%) она имеется у трех популяций Северного Кавказа. Высокие частоты этой гаплогруппы в Западной Европе. Западноевропейские и балканские компоненты
караногайцев нуждаются в целенаправленном изучении.
Малая ногайская орда входила в Крымское ханство до его управления и подразделялась на три родовых объединения касбулатовцы, наврузовцы и султанаульцы [2] CXVII в.
А вместе с родовыми объединениями Малой орды кочевали и отдельные рода Боль
орды, вышедшие из подчинения калмыкам и российского подданства
После Русско-Турецкой войны 1828-1829 левобережье Кубани вошло в состав России
Основные сведения по ногайцам по состоянию на 1819 г. привел К.Ф. Сталь (8) Всего ...
проживало 16,5 тыс. Ногайцев. Географическую привязку их обединений актуализировала автор монографии(3) Токтамышевские (636 дворов, 4 тыс. человек) - между укреплениям Ху
марском и Усть-Джеrутинским Мансуровские (395 двора, 23 тыс. человек) - по окон бе
регам Малого Зеленчука и левому берегу Кубани Карамурзинские (321 двор. 20 тыс. человек)
И кипчакские (393 двора, 27 тыс. человек) - между станами Барсуковской и Николай-
Новрузовские (765 дворов, 54 тыс. чел
овек)...
Ногайцев, локализованных на правом берегу Кубани по рекам Тохтамыш (балка)
Джаганас и Джеrута, возглавляли князья Карамурзины. Ахловы. Тугановы 171 Они султанаульцы, но в свидетельствах конца XVIII-XIX ва фигурируют как тохтамышевцы, а кипчаки
однозначно идентифицируются как подразделение Большой орды [12], пришедшее в пер
вой половине XVII в. в составе калмыцких улусов на Северный Кавказ из-за Волги.
В 1858-1860 г. произошел массовый уход коренного населения Северного Кавказа на
территорию Османской империи. Ушло 30,6 тыс. ногайцев. Территория левобережья Кубани опустела за исключением небольшого числа туземцев поселившихся в долине Малого
Зеленчука» (цитата из рапорта 1961 г. по [3, с. 220]). Ногайцы, оставшиеся в Закубане,
были расселены на территории современной Карачаево-Черкесии [4].
Ногайцы в Карачаево-Черкесии компактно проживали в Адыге-Хабльском районе. В
2007 г. из него выделен Ногайский район. Специалисты Института биохимии и генетики
УНЦ РАН выполнили тестирование ногайцев из поселков Эркен-Шахар, Адыге-хабль, Эркен-Халк, Адиль-Хабль, Икон-Халк, Ураков (Эркин-Юрт), а также города Черкесска. [6]
Первые пять поселков находятся в низовьях Малого Зеленчука. Эркин-Юрт рядом с ними
на левом берегу Кубани. В 1863 г. Тохтамышевцы переселились на левый берег Малого Зеленчука (ныне село Икон-Халк) (5]. Остальные поселки в прошлом почти наверняка принадлежат мансуровцам. Скорее всего, ногайцы Черкесска представлены всеми их объединениями, отмеченными на левобережье Кубани по состоянию на 1838 г., а это, в основном
представители Малой орды. Таким образом, массив данных из публикации [6] характеризует ногайцев Малой орды, преимущественно мансуровцев. По результатам тестирования
определены гаплогрупы Y-хромосомы [6, 10) и мтДНК, Alu - инсерции [6], а также
полногеномные маркеры [19] (передаются по отцовской и материнской линиям).
Частота монгольских» гаплогрупп у Мансуровцев - 12,6%, в том числе: С-8,
О-
3,4%, D - 1,1%. У них имеется условно восточноевразийская гаплогруппа N 46. Все
у мансуровцев частота восточноевразийских гаплогрупn Y хромосомы 17,2%. У x 206
восточно-евразийских гаплогрупп мтДНК (N 131). Первый этнический компонент мансуровцев идентифицируется однозначно. Он связан с калмыками. У популяций Северного Кавказа (за исключением караногайцев и кубанских ногайцев) 0,5% носителей монгольских
гаплогрупп. При учете контактов его населения с калмыками с середины XVII в., то значение следует идентифицировать как экстремально низкое. Оно однозначно доказывает
избирательный характер попадания «монгольских гаплогрупп к караногаям и мансуровцам от
калмыков. Скорее всего, это были включения отдельных их групп в ногайские кланы ( Как ясырь и обращенные в Ислам, инкорпорированные в общество ногаев- ред.).
Общий вывод по мансуровцам Малой ногайской орды однозначный [15]. По данным
популяционной генетики (четыре группы разных генетических маркеров) и антропологии
[16] они являются типичной популяцией Северного Кавказа. Скорее всего, мансуровцы и
Изначально жили там, где живут сегодня."
Тюрин А.М. г. Оренбург
ЭЛЕМЕНТЫ ЭТНОГЕНЕЗА КАРАНОГАЕВ И КУБАНСКИХ НОГАЕВ
(ПО ДАННЫМ ПОПУЛЯЦИОННОЙ ГЕНЕТИКИ) Ногайцы 21 век (третий выпуск) сборник мат. научной конференции .Черкесск 2019 С.194-198

https://www.facebook.com/nogayci.ru/posts/1015349265306869/
ötüken

Киши Юс и ногайцы

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ МЛАДШИЙ ЖУЗ КАЗАХОВ НОГАЯМИ?

Многие жители Ногайского района наверняка помнят недавний приезд казахстанских журналистов в Терекли. Многие не знают подоплеки этого события, и радуются как дети. А дело в том, что желание обрести рычаг влияния на российских и прочих тюрков, используя «кыпчакскую тему» в отдельных казахстанских кругах только нарастает.

Видимо это желание и движет создателями проекта- теле-экспедиции “ По следам предков» казахстанского канала «Казах тв». Дело в желании присвоить и закрепить ногайское территориальное наследство, эпосы, культурное наследие, чтобы иметь геополитическую платформу

Авторы цикла передач стремятся подчеркнуть схожесть и родство ногайцев и казахов всеми силами, даже откровенно перевирая историю и этнографию. Особенно примечательна фраза в той же программе цикла о том, что советская ( а по сути российская) политика всячески препятствовала «воссоединению» ногайцев и казахов».
Кумыки также названы потомками кипчаков следовательно родней казахов. То же касаемо крымских татар, карачаевцев, азербайджанцев прочих тюрков, и даже армян и грузин. Ногайский батыр Эр Таргыл ( по имени которого по одной из версий было названо с. Тарки в черте г. Махачкалы) при этом там же зовется беззастенчиво «казахским батыром Ер- Таргыном» при том, что казахи никогда не обитали в северокавказских степях, в отличие от ногаев.
При этом важно отметить, что и роль кыпчакского элемента в этногенезе современных казахов по нашему мнению, несмотря на несомненное присутствие его, не было самым определяющим. Забегая вперед скажем, что кипчаки по собственно казахским данным составляют лишь 4,8 % от всего родоплеменного состава казахов (доля рода канглы кстати, и того меньше всего 3,4%) . Другой немаловажный факт в отношении казахских кыпчаков, это тот факт, что они представляют собою потомков восточного их объединения, а не западного, т.е к половцам отношения не имеющих. Важно и то, что , что известный исследователь Ю.А. Евстигнеев разделяет восточных кыпчаков от кыпчаков западных (куманов, половцев), представляя их как два разных этнополитических объединения, постольку, поскольку они различались между собою и составом союзов племен и антропологически, и особенностями языка.

И тут же вновь подымается создателями фильма проблема казахских Алшинов ( Младшего жуза казахов), и того, насколько они имеют право зваться наследниками ногаев, поскольку именно они являются для казахских ученых главным «мостом» к ногайскому, а далее и кыпчакскому — половецкому наследию. По поводу чего разными недобросовестными людьми постоянно пишутся разного рода «околонаучные» статьи. 27

При этом отметим, что этноним Алшын, Алчин действительно фиксировался в Большой Орде, Ногайской орде и Астраханском ханстве и затем, уже много позже среди топонимов Крыма. Так, и сейчас среди кубанских ногайцев фиксируется фамилия- род Олчуновы (Алчин) ( И.С. Капаев 2017). Однако с этим «сходством имен» на самом деле далеко не все так просто.
Ведущий ученый- ногаевед на постсоветском и даже мировом пространстве Трепавлов В.В. в своем интервью порталу Кыргыз ру, связь ногаев и мл. жуза лишь по сходству имен и фолк-хисторическим книгам- считает фактом недоказанным!

Для дополнительного исследования вопроса, мы обратимся к смежным с историческим наукам дисциплинам- археологии и этногенетическим исследованиям.Интересно, что вопреки построениям отдельных казахских историков, даже антропологически население междуречья Волги и Урала и вовсе было европеоидным к началу периода Ногайской орды. 28

Ну а что касается генетики, то современные этногенетические исследования указывают на то, что монгольские гаплогруппы С,О, D, которые являются мажорными для казахов, в том числе и для казахов Младшего жуза ( С3С) , к ногайцам попали судя по всему лишь не ранее 17 в. 29, и составляют меньшую часть генофонда.

По документам связей с Ногайской Ордой отмечено лишь «байулуцкое родство»( Трепавлов В.В. 2017) соответствующее роду байулы у алшинов. (Но тут его соотнести это именование с племенем байулы, байлар — у башкир).

Родовой состав большой Ногайской орды и алшинов, за редкими исключениями, имеет большие различия между собой. Например, по русским документам часто упоминаются основные большеордынские эли: месит, мангыт, канглы – им соответствия у младшежузовцев нет.
Так и ведущий ногаевед В.В. Трепавлов, в своей статье об Алтыулах, говоря о включении их в состав казахов, тоже упомянул довольно позднее время и, по сути, не назвал нигде это явление массовым, а связал опять таки с парой мелких родов носящих имя мангытай (улы жуз) и ногай (татарского происхождения в среднем жузе). Почему то наши «друзья» из "казахизаторов" стараются представить казахов единственными родичами ногаев и единственными, кто имеет, по их утверждениям, ногайский компонент. Но это никак не соответствует истине, ногайский компонент имеется и у узбеков и у татар и у карачаевцев и у балкарцев и у адыгов и даже у вайнахов, а значит ногаев казахами называть никак не верно.
А значит, предварительно можно сказать, что их попытки связать воедино Младший жуз казахов и ногаев , которые предпринимались и предпринимаются, не имеют под собой основы!
Итак, повторим : ведущий российский и мировой ученый-ногаевед докт. Ист. наук В.В. Трепавлов отметил, что связь казахов Младшего жуза с алшинами из Ногаев и Большой орды он не подтверждает, считая недоказанной.
Важно отметить, что , согласно современным данным генетики (предварительным) , появление «монгольских гаплогрупп» ( С,O и D)в генофонде у ногайцев относиться лишь к концу 17 в. Причем очевидно, что в этногенезе ногайцев, их присутствие не столь велико как у казахов.

Вот что пишет об этом Б.Б. Юнусбаев вместе с группой авторов:
"Например,сегодняшние татары,башкиры,казахи и киргизы представляющие территорию от бассейна р. Волги и до Тянь-Шаньских гор в Центральной Азии,все еще демонстрируют доказательства недавнего смешивания на интервале 13-14 веков...
Имеются и исключения,такие как балкарцы,кумыки и ногайцы на Северном Кавказе,которые показывают или более ранние даты смешиваний (8-ой век) или более поздние смешивания между 15-ым (кумыки) 17-ым веками (ногайцы)".
Генетическое наследие экспансии тюркоязычных кочевников в Евразии
см. Юнусбаев Б.Б. и др.,2015 г. 30

Из этого можно сделать два возможных вывода:

1) Участие нынешних казахских потомков алшинов в Ногайской орде могло бы допускаться видимо, в силу приведенных выше данных, лишь частично, однако, по всей видимости допуская «сосуществование» их, уместным считаем сказать, что очевидно это были этнополитически разные группы. С кыпчаками -половцами связывать их неверно.
2) Так же, если принять это утвеждение Юнусбаева Б.Б., то вывод может быть и совсем иным, т.е. алшины узбекские, алшины казахские и алшины Большой орды не могут быть единосущны, а значит и претензии казахов на ногайское происхождение казахских алшинов необоснованы..

Этот второй вывод во многом по -видимому более правдоподобен и доказывается наличием собственно ногайских алшинов в родоплеменном составе ногайцев Кубани и Крыма. При этом , при тесных брачных связях между ногайскими племенами с раннего средневековья по сей день, вместе с этим данные Юнусбаева Б.Б не позволяют казахским алшинов считать идентичными ногайским. А значит можно считать необоснованными претензии современных нездоровых казахстанских деятелей на «ногайское наследство», и шире «общее кипчакское наследство» за которыми стоит явно не просто желание разобраться в истории, но желание предъявить геополитические претензии соседям .

Таким образом, вольные построения в статьях Сабитова Ж.М 31на спекуляциях с ногайским компонентом в составе казахов, построенные во многом лишь на предположениях, уже как очевидно терпят неудачу.

Видимо верно постулировать изначально большую близость младшежузовцев прочим казахам. Ж. М. Сабитов в отношении них использует термин «алшинский кластер» ( C3c,)32
---------------
Раз гаплогруппа С , которая у казахов алшынов из Мл.Жуза основная ( С2 - 90%, М.Жабагин 2019) у ногайцев составляет всего 10%, в генофонде и появилась лишь в 17 веке с приходом калмыков (Б.Б.Юнусбаев 2015), то во времена расцвета Ногайской Орды ( 15- 16 вв.) ногайцы и казахи были изначально разными популяциями, а следовательно разными народами в этническом плане///
--------------

А значит и теория еще одного такого "казахизатора" писателя Анеса Сарая, автора тенденциозной книги «Ногайлы»33 о соответствии казахских алшинов (Мл.жуз) по отн. к кыпчакам и ногаям, должна считаться ошибочной.( То же касается и др. автора,ув. Махамбета Хакимова, автора книги Айкын Тарих, который предков адыгов касогов считает казахами ). Причем это утверждение верно не только для алшинов, но и большинства казахов. Как мы уже говорили, «общекыпчакская», либо «собственно кыпчакская» гаплогруппа R1b, которая есть у казахских кыпчаков, и совпадает с гаплогруппами башкирских и ногайских кыпчаков, составляет всего 1-2% от всего генофонда казахов (см.выше) Скажем , для сравнения, что только у караногайцев выявлено предварительно наличие 14% гаплогруппы r1b субклада m73 от генофонда (Р.А Схаляхо 2013), что существенно выше по соотношению.

Важность ногайского компонента на золотоордынском пространстве, тоже в принципе касается и элемента более древнего кыпчакского- с ногайским более поздним непосредственно тесно смыкающегося невозможно переоценить.

Итак, «ногайский вопрос», тесно смыкающийся с вопросом «кыпчакским- половецким» в рамках «восточного дискурса» явно недооцененный до сих пор, чрезвычайно важен для сохранения и усиления влияния России на геополитическом пространстве Евразии и стабилизации отношений с Казахстаном "успокаивая" эти отдельные нездоровые силы из числа "элиты" у наших соседей.

Вместе с тем необходимо отметить, что недооценены и имеющиеся возможности.
Ведь центр ногайского мира « Ата юрт»- «Земля отцов» на самом деле исторически и культурно находиться большею частью в современной России, именно в России ногайцы могут оставаться ногайцами, а это прямо позволяет держать пульс ногайской проблемы и влиять на диаспоры ногайцев по всему миру.

Примечания :
27 http://pricom.kz/%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B…/
28 С. Г. Комаров, В. Н. Чхаидзе Ногайцы Восточного Приазовья по данным краниологии
https://cyberleninka.ru/…/nogaytsy-vostochnogo-priazovya-po…
29 см. Тюрин В.М. Ногаи, антропологический аспект http://new.chronologia.org/volume15/2017_turin_nogai.php
30 https://docs.google.com/…/1sWGPcGa5kmEBTgI8MmT1jvVWgR…/edit…

31 См. Сабитов Ж. М. Ногайский компонент в этногенезе казахов // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 589-591. — URL https://moluch.ru/archive/105/23264/ (дата обращения: 07.05.2018).

32http://forum.molgen.org/index.php?topic=3144.0
33 Әнес Сарай. Ноғайлы (загл. С экрана) эл.ресурс, режим доступа: http://www.abai.kz/post/6053
Источник: статья А.Б. АЛИММУРЗАЕВ «КЫПЧАКСКИЙ ПРОЕКТ» КАЗАХСТАНСКИХ «НАЦИЕСТРОИТЕЛЕЙ» И НОГАЙСКИЙ ВОПРОС, ТЕСНО С НИМ СМЫКАЕМЫЙ.
https://www.facebook.com/nogayci.ru/posts/891348011040329/
ötüken

3 июля

3 июля русские (украинские также, разницы нет ровно никакой, одинаковые имперцы) славят князя Святослава за "разгром Хазарского каганата". Слово "каганат" вызывает у них какие-то странные эмоции, в отличие от равного по значению слова "ханство". Сам Святослав был типичным западным агрессором, вторгавшимся на территорию Великой Степи, но русско-украинским имперцам это нравится. Однако забавно здесь то, как сам князь Святослав относился к предкам тех, кто с ним сейчас носится как с писаной торбой. А относился он к ним как к товару.

«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы