Category: эзотерика

Category was added automatically. Read all entries about "эзотерика".

koek boerue

Тенгрианский пантеон

Тенгрианство включает в себя веру в целый пантеон тюркских богов, заявил исследователь из Астаны


Тенгрианство включает в себя веру в целый пантеон тюркских богов, заявил исследователь из Астаны
АСТАНА. КАЗИНФОРМ -Тенгрианство включает в себя веру в целый пантеон тюркских богов - так считает исследователь из Астаны. Языческие верования тюрков перекликались с мифами Древней Греции, шумерской цивилизации и даже религиями древних майя и ацтеков.

Об этом пишет «Экспресс К» в № 141 (18219) от 01.08.2015 «Ты уходишь от меня к этой Горгоне? Не, я к жене».

«В тенгрианстве много богов, у которых были вполне земные дети, - говорит исследователь Габит Хандуллаев. - Например, у тюрков был свой Геракл - это Кайсар, сын Тенгри. Он совершал немыслимые подвиги, сражаясь с чудовищами и дивами. Если свести воедино всех древнетюркских богов, то можно услышать знакомые имена.

Например, у тюрков был свой Аполлон - бог охоты Санжар. А Коркыта, который у тюрков был богом справедливости, персы называли Ахура-Мазда. - У шумеров слово «дингир», или «тенгри», означало божество, - продолжает Габит Хандуллаев. - Таких божеств было очень много - больше десятка. Кроме богини плодородия Умай (Гера у древних греков), была богиня любви Шолпан (Афродита) и богиня-воительница Самал (Артемида). И, конечно, особое место отводилось богине земли Жерсу. Примечательно, что у древних тюрков был свой бог-кузнец Дархан (Гефест) и бог-громовержец Бабай (Зевс). Что касается Тенгри, то это был верховный бог неба».

«Тенгрианство не было монотеистической религией, - отмечает Габит Хандуллаев. - Впоследствии кочевники, приняв ислам, сохранили лишь отголоски прежних языческих верований. Возле горы Селеутас стоит каменный сфинкс. Древние тюрки, поклоняясь неизвестному древнему божеству, возвели ему памятник из огромных блоков весом 70 тонн. Это самое большое культовое сооружение в Казахстане - размером с пятиэтажный дом».

Источник: http://www.inform.kz/en/tengrianstvo-vklyuchaet-v-sebya-veru-v-celyy-panteon-tyurkskih-bogov-zayavil-issledovatel-iz-astany_a2802912
koek boerue

Молитва Тенгри

Да будут благословенны духи предков моих,
Да будет благословенна Земля, твердыня моя,
И воды Денгиз, дарующие жизнь.

Благословенно Небо, Тенгри, создатель мой.
Я избрал путь следовать Твоему велению,
Дай мне сил соблюдать закон Твой,
И хранить его всем сердцем.

Тенгри - меч мой, научающий руки мои битве,
Щит мой, ограждающий от беззакония.
Преклони небеса Твои и сойдти, коснись гор,
Блесни молнией и рассей огненными стрелами врагов моих.

Избавь мой народ и спаси от руки сынов иноплемённых, несущих погибель.
Счастлив народ, у которого есть Твой закон.
Счастлив народ, у которого Небо есть Бог.

Источник: http://tatarkam.livejournal.com/32813.html

https://www.youtube.com/watch?v=gVHf_WwtCTk
koek boerue

Шанырак, как главный символ Тенгрианства

Шанырак, как главный символ тенгрианства.

Широко известно, что шанырак издревле для тюркских народов был не просто конструктивным элементом юрты, а сакральным объектом, с которым было связано множество поверий и обрядов. Поэтом совершенно не случайно, что впоследствии, он занял свое особое место, например, на флаге Кыргызской Республики вместо предлагаемого многими мусульманского полумесяца. Крест в круге (вариантом которого выступает шанырак) – один из древнейших религиозных символов, встречающийся еще на палеолитических петроглифах. Крест в круге это еще и первое колесо и наиболее традиционная форма шаманского бубна. Как известно, в схеме креста заключены две важнейшие бинарные противоположности: верх-низ, правое-левое. Эти противоположности лежат в основе всех древних мифологий и религий, мы же рассмотрим, как они нашли свое отражение в тенгрианстве.
Согласно мифам, мировое яйцо с находящимся внутри Тенгри было порождено Ак Жарыком, Белым Светом. До этого момента существовал лишь хаос, абсолютное небытие, которое графически можно выразить пустым кругом. Яйцо с Тенгри внутри обозначается уже точкой внутри этого круга. Далее, происходит пробуждение Тенгри и его выход из мирового яйца, что знаменует собой рождение вселенной, которая разворачивается из единой точки, единого центра. Далее, из верхней части яйца появляется небо, а из нижней – земля, которые разделяются Тенгри при помощи посоха-бакана. А затем и сам Тенгри разделяется на мужскую и женскую стороны, откалывая от себя богиню Умай. От взаимодействия Тенгри и Умай возникают все вещи и сущности на земле, условно мы можем сравнить с философией Инь и Ян в восточной философии. На этом следует остановиться подробнее. Теория Инь-Ян – философская концепция, сформировавшаяся при наблюдениях и итоговом анализе различных явлений окружающего мира. Согласно истории, она сложилась во времена династий Чжоу и Инь (VI век – 221 г. до нашей эры), а впервые появилась в трактате «И Цзин» (Книге Перемен), где говорилось, что Ян и Инь отражают все признаки и формы, присутствующие во Вселенной. В «Книге Перемен» всё великое многообразие мира изображено в виде всевозможных сочетаний двух обобщённых полярных качеств Ян и Инь. Процесс же Творения – первоначального подразделения на Ян и Инь в И-Цзин подробно не затрагивается. Но подразумевается такая схема:

Состояние, которое предшествует Творению, – У Цзи, условно показывает то, что было ещё до того, как появилась наша Вселенная. О подобном состоянии мы не можем ничего знать, так как всякого рода признаки отсутствуют. Единственное, что мы можем, – лишь предполагать, что оно существует. Состояние У Цзи абсолютно статично и гармонично. В Тенгрианстве это исконное хаотическое состояние вселенной, где царил только Ак-Жарык до появления Тенгри.
Далее, Книга Перемен говорит, что происходит процесс перехода У-Цзи в его первоначальное состояние Тай Цзи, которое различно с ним только тем, что в скрытой форме включает в себя причину развития (точку внутри прерывистого круга). Данная причина проявляется в форме дисгармонии и служит при этом источником движения. В метафизическом плане она является первой точкой проявления, зародышем первичной дифференциации либо точкой в не имеющем конца круге, центр которого всюду, а окружность – нигде. Исходя из позиции теософии, этой точкой является Логос. В Тенгрианстве эта точка в круге символизирует собой появление Космического Яйца внутри которого пребывал Тенгри, источник всего сущего, изначально совмещавший в себе мужское и женское начала.
Далее, согласно Книги Перемен, единая начальная материя Тайцзи рождает две взаимообратные субстанции – Ян и Инь, которые едины и абсолютно неделимы. Изначально «Инь» означало «теневой, северный», а «Ян» — солнечный склон горы, южный». Позже Инь стало восприниматься как нечто холодное, негативное, тёмное, женское, а Ян – как тёплое, светлое, позитивное, мужское. Согласно тенгрианству же, все вещи в мире созидаются от взаимодействия мужского и женского начал: Тенгри и Умай. Тенгри воплощает в себе небо и огонь, Умай землю и воду.
Во временном отношении, Тенгри является выражением вечности: мы помним о самом распространенном эпитете Тенгри Кок Монке Тенгри – Вечное Синее Небо. Умай представляет настоящее, текущий момент времени, она – покровительница среднего мира (земли) и хранительница всего живого.
У супружеской пары Тенгри-Умай далее рождается двое сыновей по имени Ульгень и Эрлик. Разные мифы по-разному определяют старшинство сыновей: то Эрлик объявляется старшим братом, то наоборот. Мы, предположим, что в изначальном варианте мифа, братья явились на свет одновременно, то есть они являются близнецами и древнетюркскими представителями общемирового близнечного мифа. Как и большинство представителей близнечного мифа (Каин и Авель, Ромул и Рем, Ахурамазда и Ахриман и т.д.), один из братьев (Ульгень) олицетворяет собой светлое, положительное начало, другой (Эрлик) темное, отрицательное (а так же правую и левую стороны соответственно). Ульгень является покровителем верхнего мира, куда праведные души (аруахи) попадают после смерти. Эрлик покровитель мрачного нижнего мира. Кроме того, пара Ульгень-Эрлик судят умерших людей и определяют их посмертное существование. Одновременно, братья осмысляются, как первопредки людей, первые люди и культурные герои (например, Эрлик является основателем кузнечного дела, а так же искусства поэзии и т.д.). Ульгень воплощает будущее, являясь божеством-демиургом, он созидает все, чему суждено возникнуть в среднем мире, Эрлик же, воплощая прошлое, разрушает все творения Ульгеня, дабы средний мир не переполнился его творениями. Таким образом, все вещи (имея своим истоком мир вечности Тенгри) в своем материальном воплощении проделывают свой путь из верхнего Мира Ульгеня, через серединный мир Умай и заканчивают в нижнем мире Эрлика, дабы потом вновь повторить этот путь, находясь в вечном круговороте жизни. Царство Ульгеня расположено на Востоке, где восходит солнце, а вход в подземный мир Эрлика находится на Западе, куда оно садится. Царство Тенгри локализуется на Севере (именно там народы Азии локализовали легендарную Шамбалу), где в небесный свод вбит Темир Казык – Полярная Звезда, а мир Умай – на юге, откуда по некоторым представлениям перелетные птицы приносят кут новорожденных детей (отсюда берет начало формула об аистах приносящих детей). Таковым могло быть одно из эзотерических значений шанырака, являющегося схемой устройства космоса согласно тенгрианству, главным символом которого он может называться по праву.

Источник: http://dalaruh.kz/shanyrak-kak-glavnyy-simvol-tengrians-2/
koek boerue

Место тенгрианства в традиционной казахской культуре

Место тенгрианства в традиционной казахской культуре

Актолкын Кулсариева,
КазНУ им. Аль-Фараби
(Алматы, Казахстан)

Что такое культурное наследие? Для обыденного сознания оно ассоциируется запасниками спецхранов, музеев и т.д. Существует много определений понятия “культурное наследие”, так как сам термин “культура” полисемантичен, всеохватывающ. Поэтому под культурное наследие подподает большой срез жизни человечества – музыкальный, изобразительный, архитектурный, устно-поэтический, письменно-литературный, философский и другие. Бывший премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю заявил, что использование этническими китайцами китайского языка благоприятствует сохранению драгоценного культурного наследия. И он прав, поскольку главная культурообразующая ценность и есть язык народа. Мы бы добавили, что национальный язык сам по себе является культурным наследием, тем более, в условиях глобализации.

Действительно, прежде всего, культурное наследие – это память, а язык – социальная память человечества. Обществу, культуре необходимо хранить социально значимую информацию в любом виде, в любом носителе. Исторический путь, пройденный народом откладывается в его социальной памяти и формирует традиционные установки его культуры. История любой культуры есть история памяти, противоборствующей безжалостной силе – силе всепоглощающего времени. Цивилизованность любого государства, по-моему, должна определяться помимо всего и его бережным отношением к собственному прошлому, к национальному языку, одним словом, к культурному наследию.

С приобретением независимости Казахстана наконец пришла пора возрождения историко-культурной памяти. Проблемы возрождения культурного наследия тесно связаны с духовным бытием самого народа, затрагивает его смысложизненные аспекты. Прошлое ведь не то, что прошло и не вернется и будущее вовсе не то, что ожидает нас потом, они вплетены в наше настоящее. Поэтому мы должны тщательно анализировать свой язык, тексты, созданные на этом языке, которые хранят множество информации о нашем культурном прошлом, о наших прежних вероучениях и т.д.

В основании казахской культуры лежит одна из древнейших практик человеческого бытия — кочевничество (номадизм) и одна из первых монотеистических религиозных интенции человечества – Тенгрианство, или Тенгризм (термин, введенный французским исследователем Жаном Полем Ру).

Тенгрианство как вероучение, как духовная традиция и как открытая мировоззренческая ориентация сильно повлияло на культуру, а стало быть, и на язык казахов. В данной статье ставится задача показать влияние тенгрианства на формирование концептосферы казахской культуры.

До сих пор остается спорным статус тенгрианства как религии и сама этимология термина “Тенгри”. Несмотря на это, часть исследователей пришли к выводу, что тенгрианство – вероучение, принявшее форму законченной концепции с онтологией (учение о едином божестве), космологией (концепция трех миров с возможностями взаимного общения), мифологией и демонологией (различение духов-предков от духов природы) к XII-XIII вв. /1, с.8 /. Мы тоже присоединяемся к ним. Понятно, что первоначально тенгрианство (или тенгризм) было не столько религией, сколько совокупностью древнейших космологических идей и мифологических представлений. В качестве религиозной концепции, как справедливо полагает немецкий ученый Г. Дёрфер, тенгрианство оформляется позже, когда, оно в своем развитии эволюционирует от тотемизма и шаманизма к идее единобожия, монотеизма.

Как упомянули выше, в понимании сущности тенгрианства, впрочем, как и в понимании самого концепта “Тенгри”, согласия среди ученых пока не сложилось. Тенгри сближают с хуннуским Ченли, существуют и более широкие параллели с китайским Тянь, шумерским Дингир. И надо сказать, что все вышеприведенные слова переводятся как «небо» /2, с. 500/. То, что слово “Тенгри” в транскрибированной форме как “Дингир” встречается и в шумерском названии неба и верховного божества свидетельствует о древности термина “Тенгри”. Само понятие поддается смысловому переводу и имеет несколько близких значений. “Тенгри” (алтайский “тенгри”, “тенгери”; тюркский и казахский “танири”; хакасский “тигир”, “тер”; чувашский “тура”; якутский “тангара”; балкаро-карачаевский “тейри”; кумыкский “тенгири”, “тенгир”) может означать и небо, видимую часть мироздания, и бога, божество, и повелителя, господина, хозяина /3/. Но действительная этимология слова еще во многом остается неразгаданной.

В. Гумбольдт писал: “Изучение языка не заключает в себе конечной цели, а вместе со всеми прочими областями служит высшей и общей цели познания человечеством самого себя и своего отношения ко всему видимому и скрытому вокруг себя” /4, с. 119/. Язык является механизмом, способствующим кодированию и трансляции культуры.

Наше миропонимание частично находится в плену у языковой картины мира. Языковая картина мира изначально создается мифологемами, важными персонажами и ситуациями, взятыми из народной мифологии. По сути это образно-метафоричные слова, несущими большую коннотативную нагрузку. Каждый конкретный язык заключает в себе множество таких национальных, самобытно окрашенных понятий, которые определют мировоззрение носителей данного языка. Мифологема – то, что забыто человеком, но сохранено в сокровенных глубинах слова и сознания. Из этих мифологем затем вырастают культурные концепты, т.е. понятия, несущие важную для того или иного культурного сообщества информацию своебразным, особенным образом. В большинстве случаев культурные концепты составляют основу лакунарных понятий того или иного национального языка.

Тексты, как форма проявления культуры, содержат много информации о прежних, забытых предпочтениях, ценностях. О тенгрианстве как о государственной надплеменной религии Тюркского каганата писали в маньчжурских и китайских летописях, в арабо-иранских источниках. В пользу этого говорят и те, к сожалению, немногочисленные письменные источники – фрагменты древнетюркских рунических и согдоязычных памятников VI-X вв.

В культурной концептосфере казахов очень часто и много встречаются слова и словосочетания, которые содержат в себе мифологему “Танир”. В просторечии Танир до сегодняшнего дня казахами используется как синоним арабского “аллаха” и персидского “кудая”. Казах вместо “Един Аллах!” произносил “Бир Танир!”. Казахская речь до сих пор изобилует такими ярко эмоционально окрашенными словосочетаниями, как “Танир жарылкасын!” – “Да благословит тебя Танир!”, “Кок соккыр” – “Да покарает тебя небо!”, перформативами “Танир атымен уаде етемин” – “Клянусь именем Танир”, “Танир сыйлагыр” – “Да одарит тебя Танир”, “Танир жар болсын!” – “Пусть Танир будет сторонником, помощником тебе!”, пословицами “Иттин иеси болса, боринин Танири бар” – “Если у собаки есть защитник-хозяин, то у волка – Танири”, именами “Танирберген” – “Данный, подаренный Тенгри”, “Танирбек”, “Таниржан” и т.д. Из всего этого отчетливо видно культурная маркированность “Танир”, его вовлеченность в традиционный национальный тип дискурса.

Тенгри в казахском традиционном синкретическом мировоззрении рассматривается как суть всей действительности. Тенгри – субстанция – то, что является всем и причиной всего. Тенгри – трансцендентный мир бытия, инобытие бытия считает казахский ученый С. Акатай /5, с. 61/. А известный философ Гарифолла Есим связывает Тенгри с еще одним важным концептом казахской (тюркской) культуры “кутом”: «Тюрки считали появление человека на земле добром (кут). Тогда добро означает — существование человека на земле. У тюрков дающий добро — Тенгри» /6, с. 75/ . Традиционное поздравление казахов: “Кутты болсын!” – “Пусть придет с добром!” также отсылает нас к мифологеме Тенгри как приносящего кут, добро.

Для казахов Тенгри растворен во всем, он гилозоичен. Может быть, поэтому для проведения обрядов, ритуалов казахам не требовалось специально отведенного, приспособленного для молебен сакрального места. Абсолютно все пространство под небом может быть годным для отправления ритуальных служб. Небезынтересно в этой связи отметить, что М. Кашгари /7, с.210 / обратил внимание на то, что тюрки называют высокую гору, высокое дерево именем Тенгри. Местом коллективных молений, жертвоприношений тенгрианцев могло быть, например, место одиноко растущего многоствольного дерева – Байтерек (в связи с этим примечателен тот факт, что символом новой столицы Республики Казахстан – Астаны стал именно Байтерек), Танири-терек, Жалгыз-терек, а также священные горы (один из пиков Заилийского Алатау так и называется “Хан Танири” – “Хан, царь Тенгри “), священные пещеры. По сей день на обширных территориях Казахстана везде можно встретить обвешанного белыми лоскутами ткани (своебразный дань почитания, знак святости) одинокое дерево, дерево, растущее у источника, у входа в пещеру и т.д. Надо сказать, что и ныне эти места столь же почитаемы и посещаемы народом, как и мечеть.

Казахи, так же, как и все тюрки, верят в то, что кроме физического питания тела, необходимо питать и душу. Одним из важных источников энергии души для казаха является дух предков. Традиция почитания духа предков – Аруах обязывала казахов знать свою родословную до седьмого поколения. Каждый мужчина понимает, что и его поступки будут также оценивать семь будущих поколений. Считается, в том месте, где жил и творил свои добрые дела достойный почитания человек, там и после его смерти дух его может оказывать защиту своим сородичам. В тенгиранстве ложь и предательство, отступление от клятвы воспринимается как оскорбление вездесущных духов, естества, следовательно, самого Тенгри. Поэтому, вера в Тенгри, в духов предков (Аруах) устремляет казахов на достойные дела при жизни.

Использованная литература:

Безертинов Р.Н. Тенгрианство – религия тюрков и монголов. Набережные Челны, 2000.
Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М., 2000
См.: Древнетюркский словарь. Л., 1969.
Гумбольдт В. Избранные статьи по языкознанию. – М., 1984.
Сабетказы Акатай. Древние культы и традиционная культура казахского народа. Алматы, 2001.
Есим Гарифолла. Хаким Абай. Алматы, 1995.
М. Кашгари. Турик создиги. Алматы, 1997.

Взято с: http://tengrifund.ru/konferencii/1-aya-konferenciya/mesto-tengrianstva-v-tradicionnoj-kazaxskoj-kulture